Международная коалиция во главе с США готовится к решающему наступлению на Мосул – иракскую столицу ИГИШ. Принять участие в ней намерены армия шиитского правительства Ирака, проиранские шиитские, курдские ополченцы Пешмерги, турецкая армия, протурецкое ополчение. Все участники коалиции находятся в конфликтных взаимоотношениях между собой. Эксперты ООН прогнозируют, что наступление на город может привести к одной из самых крупных гуманитарных катастроф за последние десятилетия.

Что значит Мосул для ИГИШ? 

ИГИШ взяло Мосул за 6 дней – с 4 по 10 июня 2014 года. Иракские шиитские силы безопасности оставили город, бросив склады с современным американским оружием и военной техникой. Вероятно, что причиной бегства тогда стал страх, распространившийся в их рядах после серии видеороликов с показательными казнями шиитских ополченцев с отрезанием голов. Победителям досталось не только оружие, но и деньги – 500 млн долларов наличными из местных хранилищ Центробанка страны.

Мосул – второй город в Ираке после Багдада, индустриальный. Является транспортным узлом в торговом обмене Ирака с Сирией и Турцией. Через него проходит единственный нефтепровод в Турцию.

Его население составляло почти 2 млн человек. В первые же дни после захвата контроля над ним ИГИШ около 500 000 человек бежали.

Именно здесь, в мечети Нуруддина Занки, 29 июня 2014 года со своей первой и единственной публичной речью выступил провозгласивший себя халифом Абу Бакр аль-Багдади. За две недели до этого выступления захватившие город его сторонники казнили 13 суннитских имамов мечетей за их отказ присягать «халифу». Первым казнённым, 12 июня 2014 года, стал имам мечети Нуруддина Мухаммад аль-Мансури. Остальные 12 были казнены спустя два дня, 14 июня.

Мечеть Нуруддина 4 июля 2014 года. 

Мосул имеет значение и как нефтеносный район Ирака. Здесь имеются одни из крупнейших месторождений нефти в стране и нефтеперерабатывающие производства. Контроль над ними перешёл к ИГИШ, которое монополизировало продажу нефти и бензина населению и за пределы территории.

Мосул – это его последний оплот в Ираке, после взятия которого организация потеряет иракскую половину своих владений.

Потери территорий ИГИШ в 2015-2016гг. 

Британское аналитическое агентство IHS, специализирующееся на военной тематике, распространило результаты своего исследования, согласно которым за период с января 2015 года и до настоящего времени ИГИШ потеряло 25% захваченных ею территорий. Потери пришлись в основном на Ирак, а не Сирию, так как чисто иракские потери составили половину того, что были на начало анализируемого периода (прогнозное интервью шейха Абу Катады аль-Филястыни о грядущих потерях ИГИШ своих территорий и укреплении на них шиитов, данное им в марте 2015 года, читайте здесь).

Цветами обозначены: Серым - территории, контролируемые ИГИШ; Зелёным - завоёванные ИГИШ в 2016 г.; Красным - потерянные ИГИШ территории за 2016 год; бордовым - потерянные ИГИШ территории за 2015 год. Источник: https://www.thesun.co.uk/

С января 2015 года ИГИШ потеряла 25% своих завоеваний. На карте серым обозначены территории под контролем ИГИШ, зелёным — его завовевания за 2016 год, красным и тёмно-красным — его потери за 2015 и 2016 годы соответственно. Источник: https://www.thesun.co.uk 

Подготовка к обороне города и заговоры в руководстве ИГИШ 

Заявления о наступлении на Мосул делались различными сторонами с января 2015 года. Сложность операции с военной точки зрения, агрессивная тактика обороны самого ИГИШ и разрозненность сил наступления до сих пор оттягивали его старт.

По сведениям иракской разведки, сопротивленцы прорыли в городе сеть тоннелей, вырыли вокруг города траншеи и залили их нефтью, для того чтобы дым горящей нефти мешал атакующим, в том числе авиации, видеть цели, а также заминировали подступы к городу. Западные и иракские аналитики полагают, что в городе оказались блокированными около 700 000 населения, которое будет использовано в качестве живого щита.

Так же сообщается, что военное командование ИГИШ разместило свои базы в госпиталях, школах и детсадах из-за того, что американская авиация остерегается бомбить социальные учреждения.

Вчера же ряд англо- и арабоязычных СМИ сообщили о том, что внутренняя разведка ИГИШ раскрыла заговор и казнила 58 своих бойцов. В числе казнённых – ближайший помощник Абу Бакра аль-Багдади. Его упоминают как главаря заговора, не называя имени. Раскрыт он был случайно, после того как в его телефоне было обнаружено сообщение о передаче оружия. После ареста и допроса он сообщил о трёх домах, в которых хранится оружие для заговорщиков. Таким образом группа готовилась изнутри поддержать внешнее наступление. Местные жители передают, что мятежников казнили через утопление, а их тела закопали в общей могли на свалке. Родным сообщили, что убитые – вероотступники и не могут быть похоронены на мусульманском кладбище. Данный факт и иракская разведка, и курдское командование интерпретируют как нарастание конфликтов внутри высшего руководства самого ИГИШ.

Разношёрстная коалиция: шииты, сунниты и курдские националисты 

Между тем назвать коалицией силы, собирающиеся атаковать Мосул, можно весьма условно.

Армия шиитского правительства Ирака, поддерживаемое Ираном ополчение, курдские отряды Пешмерга, турецкая армия и тренируемое ею суннитское ополчение – все эти группы находятся между собой в конфликтах той или иной степени напряжения.

Тяжелее всех приходится Турции. Более года недалеко от Мосула её армия тренирует ополченцев. Как иракские шииты, так и про-иранские ополченцы делают жёсткие заявления в адрес турков, вплоть до того, что один из лидеров шиитов признал, что это они нанесли артиллерийские удары по турецкому тренировочному лагерю, а не ИГИШ, как полагали турки. На уходящей неделе президент Турции Реджеп Эрдоган и премьер Ирака Хайдер аль-Абади публично обменивались словесными ударами.

В это же время курдское информагентство http://rudaw.net тянет одеяло на курдов. заявляя о том, что протурецкие силы будут участвовать в операции под командованием Пешмерга, что выглядит, скорее, как попытка выдать желаемое за действительное.

Турецкая сторона обосновывает своё участие в операции тем, что иначе после захвата города шиитами и курдами, суннитское население будет подвергаться репрессиям. Горький опыт Тикрита показал, что делают шииты с суннитами, когда получают контроль над населённым пунктом. После оставления Тикрита бойцами ИГИШ город на три дня был оставлен для мародёрства про-иранским шиитским ополченцам. Ситуация сложилась тогда настолько катастрофичной, что местные лидеры суннитских племён обратились к правительству в Багдаде с просьбой защитить их от насильников и убийц, заместив их правительственной армией (тоже шиитской). И именно проиранские ополченцы сейчас выступают наиболее агрессивными противниками участия Турции в операции по захвату Мосула.

Точных прогнозов относительно того, сколько времени будет длиться осада города, не даёт никто. Очевидно, что при таком разношёрстном составе коалиции координация боевых действий будет слабой и продвижение обещает затянуться на месяцы, как уже затянулся старт самой осады. По словам иракских и американских военных чиновников, в операции будут участвовать, по меньшей мере, 30 тыс. бойцов, которые дислоцированы на нескольких базах рядом с городом. Согласно последним данным, наступление начнётся на следующей неделе.

Умм Марьям